Я сейчас читаю Вадима Васильева, известного русского философа который посвятил свою книгу философии сознания (еще у него есть курс аудио лекций и видео), он рассматривает и разбирает доктрину натуралистического дуализма Дэвида Чалмерса, издавшего в 96г "Сознающий ум". К сожалению ее не переводили, а в оригинале не могу пока найти. Это тот же дядька, который после выхода "Матрицы" написал развернутую статью для thematrix.com "Матрица как метафизика". У себя на сайте он собрал аннотированную библиографию по философии сознания, охватывающую около 18000 публикаций.
И до Чалмерса некоторые философы высказывали мысль, что материализм что-то упускает - а именно: субъективный характер сознательного опыта. Но выход его книги (тогда ему было 30 лет), в которой он фактически противоречит устоявшемуся принципу каузальной замкнутости физического,(ежели кого заинтересует, можно послушать выступление Васильева
здесь) и расшатывает материалистическую догму, взбудоражил философский мир, у него появилось много последователей и критиков. Это очень интересное философское направление.
читать дальшеОтправным пунктом рассуждений Чалмерса выступает его разделение проблем сознания на «легкие» и «трудные». Это разделение методологически полезно, поскольку оно позволяет четко очертить круг изучаемых Чалмерсом феноменов и избежать терминологической путаницы. «Легкие проблемы» сознания включают в себя такие проблемы, как способность распознавать внешние стимулы и реагировать на них, способность интегрировать информацию, способность давать вербальные отчеты о ментальных состояниях, способность к интроспекции и волевому контролю над поведением и т.п. Все указанные феномены могут быть объяснены с применением стандартных методов, используемых в когнитивных науках и нейронауках. Поэтому Чалмерс считает излишним философское осмысление «легких» проблем, а предлагает сосредоточиться на «трудной» проблеме, а именно: на проблеме сознательного опыта, или феноменального сознания (эта проблема иногда описывается как проблема квалиа). Упомянутая трудная» проблема в случае, если к ней применяются стандартные методы из областей когнитивных наук и нейронаук, не поддается вразумительному анализу. Следовательно, только философия способна найти пути, ведущие к разрешению поистине «трудной» проблемы сознания.В своем труде Чалмерс использует концепцию, в рамках которой предлагает вообразить цельный мира зомби: мир, физически неотличимый от нашего мира, но полностью лишённый сознательного опыта. В таком мире двойник каждого существа, которое сознательно в нашем мире, был бы «пи-зомби».
«Философский зомби» (англ. philosophical zombie, также употребляются на англ. «p-zombie», «p-zed») — гипотетическое существо, которое неотличимо от нормального человека за исключением того, что у него отсутствует сознательный опыт, квалиа (qualia), или способность ощущать (sentience). Когда зомби, например, колет себя острым предметом, то он не чувствует боли. В то же время он ведет себя так, как будто действительно её чувствует (он может сказать «ай» и отскочить от раздражителя, или сказать нам, что он испытывает интенсивную боль), хотя у зомби фактически нет опыта боли, как у полагаемого «нормального» человека.
читать дальшеПонятие «философский зомби» — это, главным образом, мысленный эксперимент, используемый в философии сознания как аргумент в спорах и доказательствах (так называемый «аргумент зомби»). Чаще всего, он применяется в качестве критики физикализма, выступающего в формах материализма и бихевиоризма.
Мало людей верят в фактическое существование зомби, но многие считают, что их можно по крайней мере помыслить, то есть они логически или метафизически возможны. Утверждается, что если зомби хотя бы минимально возможны, то физикализм ошибочен и необходимо признать некоторую дуалистичность (двойственность) этого мира. Именно в этом выводе большинство философов видит главную заслугу теории зомби. Вместе с тем она также интересна своими предположениями о природе сознания и о связи материального (физического) и духовного (феноменального), а использование идеи зомби в критике физикализма поднимает более общие вопросы об отношениях мыслимого (imaginability), представимого (conceivability) и возможного (possibility). Наконец, идея зомби подводит исследователей к такой трудной проблеме теории познания, как проблема «других умов» («other minds» problem).И обещанная бодрящая песенка про зомби.И обещанная бодрящая песенка про зомби.
Harley Poe – It's Only the End of the World
А еще и них есть мозговыносящие «Transvestites Can Be Cannibals Too» и «I Could Always Eat Your Brain».
Нужно слушать слова и, конечно, не относиться серьезно, хотя в каждой шутке есть доля шутки:
Now the women are cryin' and the kids are dyin' and the men are runnin' away
Somethin' weird has happened and the devil he's a-laughin' and the church don't know what to say
Now the recently deceased have been openin' their eyes, but I know it's been prophesied
Through the comics I've been readin' and the movies I've been seein', so it comes to me as no surprise
And I don't care, I didn't warn the human race
It's only fair, oh that we take our place
'Cause it's the end of the world, and I don't give a shit,
The earth will be a better place without you and me.
So I climb up on my roof to throw myself from it,
Because doom, death, and destruction is all I see
Now reporters are talkin', and the zombies are a-walkin', and the government's been fallin' apart
So I think I better go, 'cause these puppies ain't slow, even though they ain't very smart
If you notice more than five and you wanna stay alive then you probably should be running away
I saw them tear my wife in two, there was nothing I could do, but it happened just the other day
I didn't care, 'cause it was time for her to go
It's only fair, and now she's better off, I know
'Cause it's the end of the world, and I don't give a shit,
The earth will be a better place without you and me.
So I climb up on my roof to throw myself from it,
Because doom, death, and destruction is all I see
Alright!
Now I'm sittin' on my house, I'm as quiet as a mouse, but they still keep gatherin' 'round
So I made myself a deal, they're gonna get a meal, when I throw myself to the ground.
As they're waitin' down there, I'm gonna drink my last beer, God forgive me for my sin...
I'm hopin' I will be dead if I land on my head, if not I'll be born again
And I won't care, cause now it's time for me to go
It's only fair, and now I'm better off, I know
'Cause it's the end of the world, and I don't give a shit,
The earth will be a better place without you and me.
So I climb up on my roof to throw myself from it,
Because doom, death, and destruction is all I see