Отрывок
«На воздушном океане
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил;
Средь полей необозримых
В небе ходят без следа,
Облаков неуловимых
Волокнистые стада.
Час разлуки, час свиданья,
Им ни радость, ни печаль;
Им в грядущем нет желанья,
И прошедшего не жаль.
В день томительный несчастья
Ты об них лишь вспомяни;
Будь к земному без участья
И беспечна как они!»
«Лишь только ночь своим покровом
Верхи Кавказа осенит,
Лишь только мир, волшебным словом
Завороженный, замолчит;
Лишь только ветер над скалою
Увядшей шевельнет травою,
И птичка, спрятанная в ней,
Порхнет во мраке веселей;
И под лозою виноградной,
Росу небес глотая жадно,
Цветок распустится ночной;
Лишь только месяц золотой
Из-за горы тихонько встанет,
И на тебя украдкой взглянет,
К тебе я стану прилетать;
Гостить я буду до денницы,
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать.....»
Третий романс Демона. Запись Георгия Бакланова. Какой он был красивый.
Отрывок из поэмыЯ тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала,
Чей образ видела во сне.
Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, я у ног твоих!
Тебе принес я в умиленье
Молитву тихую любви,
Земное первое мученье
И слезы первые мои.
О! выслушай, из сожаленья!
Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там
Как новый ангел в блеске новом.
О! только выслушай, молю,
Я раб твой, я тебя люблю!
Лишь только я тебя увидел,
И тайно вдруг возненавидел
Бессмертие и власть мою.
Я позавидовал невольно
Не полной радости земной;
Не жить как ты мне стало больно,
И страшно — розно жить с тобой.
В бескровном сердце луч нежданый
Опять затеплился живей,
И грусть на дне старинной раны
Зашевелилася как змей.
Что, без тебя, мне эта вечность?
Моих владений бесконечность?
Из биографии и несколько снимков
БАКЛАНОВ Георгий Андреевич (наст. фам., имя и отчество Баккис Альфонс-Георг Андреасович; Baklanoff, Georgi), 23.12.1880(4.1.1881), Рига (в нек-рых источ. Петербург) — 6.7 (в нек-рых источ. в декабре). 1938, Базель — арт. оперы (баритон) и концертный певец.
Отец — латыш, мать — русская. С детских лет после смерти родителей (с 1892) воспитывался у родственников матери в Киеве. Окончив в 1900 Киево-Печерскую гимназию, год учился на юридич. ф-те Свято-Владимирского ун-та (Киев), в 1901 перевёлся в Петерб. ун-т, к-рый не окончил. В гимназические годы посещал оперные спектакли.
Пению обучался с 1900 в Киеве у Мартина Петца, в 1901—02 и в 1904 брал бесплатные уроки в Петербурге у И. П. Прянишникова, к-рый увез Бакланова в Милан, где познакомил его с дирижёром т-ра "Ла Скала" Витторио Вандза (Vittorio Vanza), у к-рого совершенствовался в вокальном иск-ве с 1902 по конец 1903.
На оперной сцене дебютировал в янв. 1904 в Киеве в партии Амонасро ("Аида" Дж. Верди, подготовленной под рук. В. Лосского), где пел один сезон. В этот же период гастролировал с частной оперной труппой в Каменец-Подольске, Полтаве и Житомире. 15 апр. 1905 дебютировал в партии Демона ("Демон" А. Рубинштейна) в моск. Опере С. Зимина, на этом спектакле присутствовал директор имп. т-ров В. Теляковский, к-рый заплатил неустойку Зимину и пригласил певца для дебюта (20 апр.) в моск. Большой т-р, на сцене к-рого выступал до 1909 (здесь пел в 14 операх — в т. ч. "Князь Игорь", "Евгений Онегин" (1904, 1908), "Нерон", "Франческа да Римини", "Скупой рыцарь", "Аида", "Фауст", "Кармен", "Искатели жемчуга", "Джоконда") и в 1912 (как гастролер). Гастролировал также в петерб. Мариинском т-ре (1913 в "Риголетто" Дж. Верди вместе с Л. Липковской) и Нар. доме (1913), в 1915 — в Киев. опере. С большим успехом выступал (вместе с Л. Липковской) в США (Бостон, Чикаго, Нью-Йорк, 1909; Нью-Йорк, Метрополитен-Опера, 1910 в партии Риголетто в одноим. опере Дж. Верди), Лондоне (1910, т-р "Ковент-Гарден", где пел Риголетто в одноименной опере Дж. Верди, Скарпиа — "Тоска" Дж. Пуччини и Амонасро — "Аида" Дж. Верди), Вене (Staatsoper; выступал в операх "Отелло" Дж. Верди, "Лакме" Л. Делиба, "Дон Жуан" В. А. Моцарта, 1910, 1911; в 1912—16 солист этого т-ра), Берлине (т-р "Комише опер", в партиях Риголетто и Скарпиа, 1911, имел сенсационный успех), Буэнос-Айресе (т-р "Колон", 1911), Париже (т-р Сары Бернар, 1911 в партии Онегин — "Евгений Онегин" П. Чайковского), в 1911—14, 15—18 — солист Бостонской оперы, Праге (1912, здесь его слушал В. И. Ленин; 1924), Париже (т-р "Гранд-Опера", 1913 и позднее), Монте-Карло (1914, в операх "Тоска" Дж. Пуччини с М. Кузнецовой, "Риголетто" с Л. Липковской и Э. Карузо, "Девушка с Запада" Дж. Пуччини с Дж. Мартинелли; 1916 — в "Демоне" с С. Крушельницкой). В 1917—28 (в нек-рых источ. до 1926) — солист Чикагской гор. оперы. Здесь пел в партиях Мефистофеля ("Фауст" Ш. Гуно), Нилаканты ("Лакме" Л. Делиба), Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе), Амонасро ("Аида" Дж. Верди), Ренато ("Бал-маскарад" Дж. Верди), Атанаэля ("Таис" Ж. Массне), Тельрамунда ("Лоэнгрин" Р. Вагнера), Риголетто (одноим. опера Дж. Верди), Царя Раймондо ("Изабо/Isabeau" П. Масканьи, 1917), Отца ("Луиза" Г. Шарпантье), Вотана ("Валькирия" Р. Вагнера, 1920), Бориса Годунова ("Борис Годунов" М. Мусоргского, 1925—26). Гастролировал также в др. городах США (Филадельфия, Opera Company, 1928—30 в операх "Валькирия" Р. Вагнера и "Ифигения в Авлиде" К. В. Глюка), Европы — Гамбурге (декабрь 1913 в "Гамлете" А. Тома; 21.10.1921 в "Риголетто" Дж. Верди; 29 мая и 15 окт. 1924 в "Борисе Годунове" М. Мусоргского; 13.10.1924 в "Отелло" Дж. Верди), Франкфурте-на-Майне, Кёльне, Лейпциге, Дрездене, Нюрнберге, Мюнхене, Цюрихе (Городской т-р), Милане (т-р "Ла Скала", в партии Демона — "Демон" А. Рубинштейна, п/у А. Тосканини), Вене (Volksoper, октябрь 1911), Будапеште, Брюне (Брно), Варшаве, Белграде, Загребе; в Скандинавских странах (1920—23), Берлине (1923, в опере "Снегурочка" Н. Римского-Корсакова; в июле 1938 в Volksoper), Базеле (1932 в партии Дон Жуана — "Дон Жуан" В. А. Моцарта), Сопоте (Фестиваль, в партии Себастьяно — "Долина" Э. д’Альбера, 1932).
В 1930—32 жил в собственном доме в пригороде Берлина, затем до 1938 — в имении около Базеля (Швейцария).
Обладал голосом феноменальной красоты, необыкновенной силы и широкого диапазона (две с половиной октавы), природной музыкальностью, драм. талантом, имел яркую сцен. внешность. В совершенстве владел мимикой и пластикой. Созданные им образы отличались индивидуальным решением вокально-сцен. рисунка, выразительностью. Иногда критиковался за нек-рую аффектацию. Современники называли певца "русским Баттистини". В нач. сцен. деят-сти пел преимущественно партии лирич. баритона, позднее — драм. партии, выступал также в басовом репертуаре. На конц. эстраде исп. теноровую партию Германа ("Пиковая дама" П. Чайковского).
1-й исп. партий: Ланчотто Малатесты ("Франческа да Римини" С. В. Рахманинова, 1906), Барона ("Скупой рыцарь" С. В. Рахманинова, 1906; исполнением этой партии, подготовленной под рук. арт. Малого т-ра А. Ленского, был удовлетворен автор оперы), Матео Фальконе ("Матео Фальконе" Ц. Кюи, 1907), ? ("Валенсианские мавры"/"I Mori di Valencia" А. Понкьелли, Монте-Карло, в ансамбле с Л. Липковской и Дж. Марцинелли, 17 марта 1914);