Я сейчас читаю Вадима Васильева, известного русского философа который посвятил свою книгу философии сознания (еще у него есть курс аудио лекций и видео), он рассматривает и разбирает доктрину натуралистического дуализма Дэвида Чалмерса, издавшего в 96г "Сознающий ум". К сожалению ее не переводили, а в оригинале не могу пока найти. Это тот же дядька, который после выхода "Матрицы" написал развернутую статью для thematrix.com "Матрица как метафизика". У себя на сайте он собрал аннотированную библиографию по философии сознания, охватывающую около 18000 публикаций.
И до Чалмерса некоторые философы высказывали мысль, что материализм что-то упускает - а именно: субъективный характер сознательного опыта. Но выход его книги (тогда ему было 30 лет), в которой он фактически противоречит устоявшемуся принципу каузальной замкнутости физического,(ежели кого заинтересует, можно послушать выступление Васильева здесь) и расшатывает материалистическую догму, взбудоражил философский мир, у него появилось много последователей и критиков. Это очень интересное философское направление.
читать дальше
В своем труде Чалмерс использует концепцию, в рамках которой предлагает вообразить цельный мира зомби: мир, физически неотличимый от нашего мира, но полностью лишённый сознательного опыта. В таком мире двойник каждого существа, которое сознательно в нашем мире, был бы «пи-зомби».
«Философский зомби» (англ. philosophical zombie, также употребляются на англ. «p-zombie», «p-zed») — гипотетическое существо, которое неотличимо от нормального человека за исключением того, что у него отсутствует сознательный опыт, квалиа (qualia), или способность ощущать (sentience). Когда зомби, например, колет себя острым предметом, то он не чувствует боли. В то же время он ведет себя так, как будто действительно её чувствует (он может сказать «ай» и отскочить от раздражителя, или сказать нам, что он испытывает интенсивную боль), хотя у зомби фактически нет опыта боли, как у полагаемого «нормального» человека.
читать дальше
И обещанная бодрящая песенка про зомби.
И до Чалмерса некоторые философы высказывали мысль, что материализм что-то упускает - а именно: субъективный характер сознательного опыта. Но выход его книги (тогда ему было 30 лет), в которой он фактически противоречит устоявшемуся принципу каузальной замкнутости физического,(ежели кого заинтересует, можно послушать выступление Васильева здесь) и расшатывает материалистическую догму, взбудоражил философский мир, у него появилось много последователей и критиков. Это очень интересное философское направление.
читать дальше
В своем труде Чалмерс использует концепцию, в рамках которой предлагает вообразить цельный мира зомби: мир, физически неотличимый от нашего мира, но полностью лишённый сознательного опыта. В таком мире двойник каждого существа, которое сознательно в нашем мире, был бы «пи-зомби».
«Философский зомби» (англ. philosophical zombie, также употребляются на англ. «p-zombie», «p-zed») — гипотетическое существо, которое неотличимо от нормального человека за исключением того, что у него отсутствует сознательный опыт, квалиа (qualia), или способность ощущать (sentience). Когда зомби, например, колет себя острым предметом, то он не чувствует боли. В то же время он ведет себя так, как будто действительно её чувствует (он может сказать «ай» и отскочить от раздражителя, или сказать нам, что он испытывает интенсивную боль), хотя у зомби фактически нет опыта боли, как у полагаемого «нормального» человека.
читать дальше
И обещанная бодрящая песенка про зомби.
www.ecsocman.edu.ru/text/27632575
www.ecsocman.edu.ru/text/29622190/
И я нашла оригинал Чалмерса здесь: yanko.lib.ru/fort-library/philosophy/index.html