Из записи на РЭМ Наталии Басовской
ЖАН КАЛЬВИН - "ЖЕНЕВСКИЙ ПАПА"
Да, конечно. Они питались всеми еретическими идеями: в какой-нибудь мере и альбигойцев, и лоллардов, и прочих. И этот Мельхиор Вольмар сказал: «Все-таки тебе надо в теологию». Но Кальвин отдал дань сколько-то своей любви к античной… возникшей любви, внушенной ему учителями блистательными к античности, к античной культуре, к античной литературе. И его первое сочинение, которое он опубликовал, было посвящено не кому-нибудь, а Сенеке. В 1531-м году, находясь в Париже, в расцвете возрожденческих устремлений Франциска Первого (это 16-й год правления Франциска), последний год, где он вольности интеллектуальные допускает, впереди репрессии 40-х годов. Последние годы. И прежде чем стать окончательно богословом, Кальвин пишет свое единственное философское произведение «Комментарии к трактату Сенеки «О кротости». Дело в том, что Сенека, этот философ, мыслитель Древнего Рима, который жил в первом веке новой эры – боже мой, как давно! – он был не чужд каких-то интуитивно рождающихся, проникающих в него христианских идей. Христианство уже есть. Он, конечно, не входит ни в какую христианскую, там, общину, не дай бог катакомбная церковь – нет. Он придворный, он воспитатель Нерона. читать дальшеНо душа его колебалась между сохранением верности римским ценностям и вот этим новым мыслям. Он, в общем-то, признавал, что и раб – человек, но как-то жаловался в письме к другу: «Вот совсем проникнусь мыслью, что раб – тоже человек, тут он разобьет какую-нибудь вазу – и я как поколочу его! И снова сижу мучаюсь, что ведь он тоже человек и что, с христианской точки зрения, все равны». Вот он написал комментарии, Кальвин, к сочинению, трактату Сенеки «О кротости». В чем идея? Кротость, христианское смирение – вещи не чуждые друг другу. Сенека размышляет в этом произведении о недостатках абсолютной власти, жестокой власти. Ну, как воспитатель у Нерона, ему виднее. Он ведь кончил жизнь очень плохо, ему пришлось покончить с собой, когда его заподозрили в заговоре. А он намекает, но осторожно в этом трактате «О кротости», что надо избегать крайностей жесткой, жестокой власти, и надо бороться со злоупотреблениями, за лучшее правосудие, и добиваться любви подданных. Я думаю, Жану Кальвину эти мысли очень-очень запали в голову. В его последующей практике это заметно. Когда он начнет завоевывать свою невероятную популярность, он будет помнить вот об этом: о любви подданных, о том, что республика и коллегиальность лучше, чем тираническая власть, еще не превратившись сам в тирана. Люди слабы. Но уже в эти годы, вот все-таки уходя окончательно в теологию, он пишет и высказывает страшную, в общем-то, мысль, определившую его дальнейшую судьбу и судьбу многих-многих людей на земле – о том, что Бог возложил на него миссию учительства. Вот как это страшно, вообразить себя прямо прямым рупором Бога. Основоположники мировых религий, видные деятели разных конфессий подчас начинали всегда с этой мысли, такой довольно страшной, в конечном счете, действовать от имени Бога. При этом он посвятит свою жизнь в большой мере критике Католической церкви именно за то, что Папа действует лично от имени Бога. Церковь утверждала, что они распоряжаются неким фондом божественной благодати и только они через свои таинства могут передавать эту благодать людям. Он их будет критиковать, но себя считает вправе говорить от имени Господа.
...С. БУНТМАН: Потому что отрицал прямую иерархию. Он, как и его ученики, отрицал прямую иерархию.
Н. БАСОВСКАЯ: Против абсолютизма, жесткой власти. Но его авторитет таков, что, мне кажется, похлеще любой абсолютной власти. И это доказывает самый печальный эпизод его жизни – это признают все, даже его сторонники, что это не лучший эпизод – его прямое участие в расправе с замечательным человеком Мигелем Серветом в 1553-м году. Непререкаемый авторитет Кальвина, но где-то в Испании появляется мыслитель, врач, географ – вот человек Возрождения – по имени Мигель Сервет. Они родились в одном году, в 1509-м. Он обретает все большую славу. Он прославился в математике, географии, праве, медицине, издал с комментариями «Географию» Птолемея. Но он пантеист: он и не за белых, и не за красных, как сказали бы в России в советской. И не за католиков, которых так критикуют протестанты, и не за Реформацию в том варианте, который при нем расцветает.
С. БУНТМАН: Но он идет дальше.
Н. БАСОВСКАЯ: Он пантеист. Это отчаянный человек.
С. БУНТМАН: Он идет дальше, он отрицает Троицу.
Н. БАСОВСКАЯ: Ох, насколько дальше. Пантеист. Бог и природа тождественны, Христос – человек, человек, учение о Троице ложно, это фантазии церкви. Страшные греховные мысли. Его преследовали в результате и католики, и протестанты. Еще бы. Он предлагал очистить христианство от ложных идей и тех, и других. Мне представляется, познакомившись, сколько возможно, со спорами… между Серветом и Кальвином начинаются дебаты, письменные дебаты. И мне представляется, что Кальвин видел в нем не только отступника (это само собой; это не та вера, он не принимает мысли Кальвина), но еще это противоположная личность. Сухой, аскетичный, мрачный Кальвин, который в Женеве посеял мрачную жизнь… зеркала разбивались, потому что это грешно, пышные прически осуждались, за них наказывают. Сохранение любого мельчайшего атрибута католического вероисповедания, католической конфессии, какой-нибудь иконки, могло привести к смертной казни. Все сурово, все мрачно. И Сервет. Во-первых, противоположная внешность. Ровесник. Он красив, обаятелен, добр, весел, нравится людям. Мне кажется, помимо всего прочего, абсолютных расхождений умственных, литературных, теологических, это было еще взаимное неприятие двух личностей. Сервет был осужден в Вене судом Инквизиции и приговорен к казни, к костру, но ему удалось спастись. Почему он появился в 1553-м году в Женеве, где абсолютно умами правит Кальвин?.. Ну, не абсолютно. Есть версия и такая, что в это самое время против Кальвина возникла довольно большая оппозиция, так называемые либертины, за освобождение от этих его оков. Танцевать нельзя, петь нельзя, веселую пирушку нельзя, нарядную шляпку нельзя. За пышную прическу могут схватить, потащить куда-нибудь к властям. Нет ни одного театра, одежда строга до предела. Зеркала разбиты, как пишут они, за ненадобностью. Неограниченное влияние Кальвина приводит к тому, что Консистория, коллегия старейшин, коллегиальный орган… все равно хорошо, что он коллегиальный, но он начинает расправляться с людьми. Они обязаны, члены Консистории, надзирать за жизнью каждого члена общины, входить в любой дом и контролировать, чем там люди занимаются. Суды начинаются, расправы, пытки применяются. Как мог Сервет приехать в эту Женеву? Он проездом…
С. БУНТМАН: Он в Италию ехал, да?
Н. БАСОВСКАЯ: Да, проездом в Италию. И он думал, его, ну, может, не заметят.
С. БУНТМАН: Его узнали.
Н. БАСОВСКАЯ: Его узнали, секретарь Кальвина доложил, как положено. Кальвин потом как бы, или его сторонники говорили, что это не он сам, но когда Сервет был схвачен и начался суд уже в Женеве, кальвинистский суд над инакомыслящим, Кальвин принимал в этом суде активное участие. Сервета содержали в адских условиях в заточении, его мучили в этом заточении беспощадно. Он никак не верил, что его могут придать такой страшной казне на костре. Но они приговорили его к сожжению, и Кальвин к этому имел прямое отношение.
С. БУНТМАН: Либертины просили, чтобы ему отсекли голову.
Н. БАСОВСКАЯ: Хотя бы.
С. БУНТМАН: Да. Там спросили и либертинов, там была очень сложная процедура, в которой... действительно ли он, преследуемый почти везде в Европе, Сервет, действительно ли он такой страшный еретик? Там еще одна деталь. Вы скажете о ней? Деталь его костра.
Н. БАСОВСКАЯ: Да-да.
С. БУНТМАН: На чем он был сожжен.
Н. БАСОВСКАЯ: Я только сейчас хотела это сказать.
С. БУНТМАН: Да-да-да, скажите, на чем он был сожжен.
Н. БАСОВСКАЯ: Мокрые дрова, мокрые веревки, чтобы огонь разгорался медленно. Я только вот это знаю. А что еще добавили?
С. БУНТМАН: Туда добавили его собственные книги.
Н. БАСОВСКАЯ: А вот это я просто забыла, верно.
С. БУНТМАН: Он был сожжен на собственных книгах, да, да.
Н. БАСОВСКАЯ: И Сервет сказал про эти мокрые слова и мокрые веревки: «Вы отобрали у меня столько денег, что могли бы купить сухие дрова». То есть, в последние минуты он обрел, хотя были у него моменты отчаяния. А либертины, в общем-то, часть из них – это были веселые юноши, которым надоело жить в такой строгой упаковке кальвинистской.
С. БУНТМАН: Но потом это название перенеслось просто на…
Н. БАСОВСКАЯ: Оно очень не научное, да.
С. БУНТМАН: Да, либертины – это термин… уже через сто лет он будет означать человека развратного поведения просто-напросто.
Н. БАСОВСКАЯ: А тогда вольного.
С. БУНТМАН: Вольнодумца и развратного поведения.
Н. БАСОВСКАЯ: А пока это вот так. Сервет казнен. Это, конечно, чудовищная казнь. Меня, например, вот – не могу сказать, почему – огорчает, что Кальвин так запятнал свое имя. Все-таки всякая власть… а у него власть духовная была колоссальная и вместе с тем и политическая, он влияет на любые решения в Женеве. Его не могло не волновать, что в Женеву прибывает очень много эмигрантов-протестантов, бегущих от преследования католиков, из разных стран, в том числе из Франции очень много, что они все идут к нему как бы на поклонение. Он уже почти божество, некое протестантское божество в их глазах. При этом купечество Женевы выигрывает, торговля их взлетает, у них очень много связей, контакты увеличиваются. Женева, при всей строгости бытового поведения, не потеряла в финансовом отношении. И все-таки вот омрачать свою личную судьбу что ли… я не знаю, я совершенно не религиозный человек, но так и хочется сказать, что божьи предупреждения-то были – допустим, через детей. И вот еще, жестокости. При нем, посчитали специалисты, вынесено 58 смертных приговоров. Да как… неужто ему не страшно было ночью спать? 76 решений об изгнании людей, неправильно себя ведущих, из города.
С. БУНТМАН: Но это была борьба, это была борьба. Он утверждал себя в очень тяжелой обстановке. Так обычно всегда оправдывают.
Н. БАСОВСКАЯ: Это точно. Но я не могу с этим смириться. До смешного иногда, до нелепости доходило. Вот эти соглядатаи, которые подглядывали от имени Консистории, кто как себя ведет, подглядели за какими-то плотниками, столярами что ли, плотниками, которые во время обеда позволили себе слишком много сладких булочек съесть. Им вынесли порицание за такую вот неумеренность в поедании сладкого.
С. БУНТМАН: Но у него будут еще могучие ученики, которые даже несколько дальше пойдут.
Н. БАСОВСКАЯ: Пойдут и дальше.
С. БУНТМАН: Да.
Н. БАСОВСКАЯ: Всякий фанатизм, он все-таки очень страшен. И его фанатизм – в какой-то мере это было и самосожжение. Вот даже и в смысле личностном, и в смысле здоровья. Перечисление его болезней просто пугает. Вот в категориях того времени. Ну, с детства постоянные мигрени. Это могло быть, конечно, результатом страшного умственного перенапряжения. Лихорадка. Ну, в те времена лихорадкой называли практически все. В конце концов, я полагаю, что он заработал туберкулез. Одышка. Ну, бесконечные проповеди, страстные, долгие, длинные. Он себя не щадил. Подагра. Ну, и, в конце концов, то, что привело к его смерти и которое также наивные источники называют кровохарканьем. 6 февраля 1564-го года он не сумел закончить проповедь, ибо пошла горлом кровь. Видимо, это был туберкулез, которого тогда не знали, не понимали и не умели лечить тем более. Его унесли домой. Ну что, не послал ему Господь очень легкую смерть и избавление от земных страданий: с 6 февраля по 27 мая 1564-го года он мучительно болел и мучительно умирал в своем доме. Скончался дома, заранее приняв все, по своему видению, правильные христианские обряды, в своем варианте. Наследство его оказалось мизерным, достались племянникам в основном книги, дорогая коллекция богатая книг. Мизерное наследство, по сравнению с богатыми людьми в той же Женеве. Похороны, по его завещанию, были скромными. Кальвин ушел, но тысячи общин, которые он основал, остались, и под знаменем его идей пройдут борьба за свободу в Нидерландах в 16-м веке, за свободу от испанского владычества, армия Кромвеля в 17-м веке будет идти в бой, распевая протестантские псалмы, американские колонисты, первые в Америке, будут кальвинистами во множестве. А французские кальвинисты, которых сегодня совершенно правильно назвали наши слушатели, они, в сущности, тоже будут применять эти лозунги для борьбы против крайностей абсолютизма. Так что, как в детстве спрашивают, он хороший или плохой? Не знаю.
С. БУНТМАН: Какой есть.
Н. БАСОВСКАЯ: А вы еще лучше сказали. Какой был.
отсюда: echo.msk.ru/programs/vsetak/1021642-echo/
ЖАН КАЛЬВИН - "ЖЕНЕВСКИЙ ПАПА"
Да, конечно. Они питались всеми еретическими идеями: в какой-нибудь мере и альбигойцев, и лоллардов, и прочих. И этот Мельхиор Вольмар сказал: «Все-таки тебе надо в теологию». Но Кальвин отдал дань сколько-то своей любви к античной… возникшей любви, внушенной ему учителями блистательными к античности, к античной культуре, к античной литературе. И его первое сочинение, которое он опубликовал, было посвящено не кому-нибудь, а Сенеке. В 1531-м году, находясь в Париже, в расцвете возрожденческих устремлений Франциска Первого (это 16-й год правления Франциска), последний год, где он вольности интеллектуальные допускает, впереди репрессии 40-х годов. Последние годы. И прежде чем стать окончательно богословом, Кальвин пишет свое единственное философское произведение «Комментарии к трактату Сенеки «О кротости». Дело в том, что Сенека, этот философ, мыслитель Древнего Рима, который жил в первом веке новой эры – боже мой, как давно! – он был не чужд каких-то интуитивно рождающихся, проникающих в него христианских идей. Христианство уже есть. Он, конечно, не входит ни в какую христианскую, там, общину, не дай бог катакомбная церковь – нет. Он придворный, он воспитатель Нерона. читать дальшеНо душа его колебалась между сохранением верности римским ценностям и вот этим новым мыслям. Он, в общем-то, признавал, что и раб – человек, но как-то жаловался в письме к другу: «Вот совсем проникнусь мыслью, что раб – тоже человек, тут он разобьет какую-нибудь вазу – и я как поколочу его! И снова сижу мучаюсь, что ведь он тоже человек и что, с христианской точки зрения, все равны». Вот он написал комментарии, Кальвин, к сочинению, трактату Сенеки «О кротости». В чем идея? Кротость, христианское смирение – вещи не чуждые друг другу. Сенека размышляет в этом произведении о недостатках абсолютной власти, жестокой власти. Ну, как воспитатель у Нерона, ему виднее. Он ведь кончил жизнь очень плохо, ему пришлось покончить с собой, когда его заподозрили в заговоре. А он намекает, но осторожно в этом трактате «О кротости», что надо избегать крайностей жесткой, жестокой власти, и надо бороться со злоупотреблениями, за лучшее правосудие, и добиваться любви подданных. Я думаю, Жану Кальвину эти мысли очень-очень запали в голову. В его последующей практике это заметно. Когда он начнет завоевывать свою невероятную популярность, он будет помнить вот об этом: о любви подданных, о том, что республика и коллегиальность лучше, чем тираническая власть, еще не превратившись сам в тирана. Люди слабы. Но уже в эти годы, вот все-таки уходя окончательно в теологию, он пишет и высказывает страшную, в общем-то, мысль, определившую его дальнейшую судьбу и судьбу многих-многих людей на земле – о том, что Бог возложил на него миссию учительства. Вот как это страшно, вообразить себя прямо прямым рупором Бога. Основоположники мировых религий, видные деятели разных конфессий подчас начинали всегда с этой мысли, такой довольно страшной, в конечном счете, действовать от имени Бога. При этом он посвятит свою жизнь в большой мере критике Католической церкви именно за то, что Папа действует лично от имени Бога. Церковь утверждала, что они распоряжаются неким фондом божественной благодати и только они через свои таинства могут передавать эту благодать людям. Он их будет критиковать, но себя считает вправе говорить от имени Господа.
...С. БУНТМАН: Потому что отрицал прямую иерархию. Он, как и его ученики, отрицал прямую иерархию.
Н. БАСОВСКАЯ: Против абсолютизма, жесткой власти. Но его авторитет таков, что, мне кажется, похлеще любой абсолютной власти. И это доказывает самый печальный эпизод его жизни – это признают все, даже его сторонники, что это не лучший эпизод – его прямое участие в расправе с замечательным человеком Мигелем Серветом в 1553-м году. Непререкаемый авторитет Кальвина, но где-то в Испании появляется мыслитель, врач, географ – вот человек Возрождения – по имени Мигель Сервет. Они родились в одном году, в 1509-м. Он обретает все большую славу. Он прославился в математике, географии, праве, медицине, издал с комментариями «Географию» Птолемея. Но он пантеист: он и не за белых, и не за красных, как сказали бы в России в советской. И не за католиков, которых так критикуют протестанты, и не за Реформацию в том варианте, который при нем расцветает.
С. БУНТМАН: Но он идет дальше.
Н. БАСОВСКАЯ: Он пантеист. Это отчаянный человек.
С. БУНТМАН: Он идет дальше, он отрицает Троицу.
Н. БАСОВСКАЯ: Ох, насколько дальше. Пантеист. Бог и природа тождественны, Христос – человек, человек, учение о Троице ложно, это фантазии церкви. Страшные греховные мысли. Его преследовали в результате и католики, и протестанты. Еще бы. Он предлагал очистить христианство от ложных идей и тех, и других. Мне представляется, познакомившись, сколько возможно, со спорами… между Серветом и Кальвином начинаются дебаты, письменные дебаты. И мне представляется, что Кальвин видел в нем не только отступника (это само собой; это не та вера, он не принимает мысли Кальвина), но еще это противоположная личность. Сухой, аскетичный, мрачный Кальвин, который в Женеве посеял мрачную жизнь… зеркала разбивались, потому что это грешно, пышные прически осуждались, за них наказывают. Сохранение любого мельчайшего атрибута католического вероисповедания, католической конфессии, какой-нибудь иконки, могло привести к смертной казни. Все сурово, все мрачно. И Сервет. Во-первых, противоположная внешность. Ровесник. Он красив, обаятелен, добр, весел, нравится людям. Мне кажется, помимо всего прочего, абсолютных расхождений умственных, литературных, теологических, это было еще взаимное неприятие двух личностей. Сервет был осужден в Вене судом Инквизиции и приговорен к казни, к костру, но ему удалось спастись. Почему он появился в 1553-м году в Женеве, где абсолютно умами правит Кальвин?.. Ну, не абсолютно. Есть версия и такая, что в это самое время против Кальвина возникла довольно большая оппозиция, так называемые либертины, за освобождение от этих его оков. Танцевать нельзя, петь нельзя, веселую пирушку нельзя, нарядную шляпку нельзя. За пышную прическу могут схватить, потащить куда-нибудь к властям. Нет ни одного театра, одежда строга до предела. Зеркала разбиты, как пишут они, за ненадобностью. Неограниченное влияние Кальвина приводит к тому, что Консистория, коллегия старейшин, коллегиальный орган… все равно хорошо, что он коллегиальный, но он начинает расправляться с людьми. Они обязаны, члены Консистории, надзирать за жизнью каждого члена общины, входить в любой дом и контролировать, чем там люди занимаются. Суды начинаются, расправы, пытки применяются. Как мог Сервет приехать в эту Женеву? Он проездом…
С. БУНТМАН: Он в Италию ехал, да?
Н. БАСОВСКАЯ: Да, проездом в Италию. И он думал, его, ну, может, не заметят.
С. БУНТМАН: Его узнали.
Н. БАСОВСКАЯ: Его узнали, секретарь Кальвина доложил, как положено. Кальвин потом как бы, или его сторонники говорили, что это не он сам, но когда Сервет был схвачен и начался суд уже в Женеве, кальвинистский суд над инакомыслящим, Кальвин принимал в этом суде активное участие. Сервета содержали в адских условиях в заточении, его мучили в этом заточении беспощадно. Он никак не верил, что его могут придать такой страшной казне на костре. Но они приговорили его к сожжению, и Кальвин к этому имел прямое отношение.
С. БУНТМАН: Либертины просили, чтобы ему отсекли голову.
Н. БАСОВСКАЯ: Хотя бы.
С. БУНТМАН: Да. Там спросили и либертинов, там была очень сложная процедура, в которой... действительно ли он, преследуемый почти везде в Европе, Сервет, действительно ли он такой страшный еретик? Там еще одна деталь. Вы скажете о ней? Деталь его костра.
Н. БАСОВСКАЯ: Да-да.
С. БУНТМАН: На чем он был сожжен.
Н. БАСОВСКАЯ: Я только сейчас хотела это сказать.
С. БУНТМАН: Да-да-да, скажите, на чем он был сожжен.
Н. БАСОВСКАЯ: Мокрые дрова, мокрые веревки, чтобы огонь разгорался медленно. Я только вот это знаю. А что еще добавили?
С. БУНТМАН: Туда добавили его собственные книги.
Н. БАСОВСКАЯ: А вот это я просто забыла, верно.
С. БУНТМАН: Он был сожжен на собственных книгах, да, да.
Н. БАСОВСКАЯ: И Сервет сказал про эти мокрые слова и мокрые веревки: «Вы отобрали у меня столько денег, что могли бы купить сухие дрова». То есть, в последние минуты он обрел, хотя были у него моменты отчаяния. А либертины, в общем-то, часть из них – это были веселые юноши, которым надоело жить в такой строгой упаковке кальвинистской.
С. БУНТМАН: Но потом это название перенеслось просто на…
Н. БАСОВСКАЯ: Оно очень не научное, да.
С. БУНТМАН: Да, либертины – это термин… уже через сто лет он будет означать человека развратного поведения просто-напросто.
Н. БАСОВСКАЯ: А тогда вольного.
С. БУНТМАН: Вольнодумца и развратного поведения.
Н. БАСОВСКАЯ: А пока это вот так. Сервет казнен. Это, конечно, чудовищная казнь. Меня, например, вот – не могу сказать, почему – огорчает, что Кальвин так запятнал свое имя. Все-таки всякая власть… а у него власть духовная была колоссальная и вместе с тем и политическая, он влияет на любые решения в Женеве. Его не могло не волновать, что в Женеву прибывает очень много эмигрантов-протестантов, бегущих от преследования католиков, из разных стран, в том числе из Франции очень много, что они все идут к нему как бы на поклонение. Он уже почти божество, некое протестантское божество в их глазах. При этом купечество Женевы выигрывает, торговля их взлетает, у них очень много связей, контакты увеличиваются. Женева, при всей строгости бытового поведения, не потеряла в финансовом отношении. И все-таки вот омрачать свою личную судьбу что ли… я не знаю, я совершенно не религиозный человек, но так и хочется сказать, что божьи предупреждения-то были – допустим, через детей. И вот еще, жестокости. При нем, посчитали специалисты, вынесено 58 смертных приговоров. Да как… неужто ему не страшно было ночью спать? 76 решений об изгнании людей, неправильно себя ведущих, из города.
С. БУНТМАН: Но это была борьба, это была борьба. Он утверждал себя в очень тяжелой обстановке. Так обычно всегда оправдывают.
Н. БАСОВСКАЯ: Это точно. Но я не могу с этим смириться. До смешного иногда, до нелепости доходило. Вот эти соглядатаи, которые подглядывали от имени Консистории, кто как себя ведет, подглядели за какими-то плотниками, столярами что ли, плотниками, которые во время обеда позволили себе слишком много сладких булочек съесть. Им вынесли порицание за такую вот неумеренность в поедании сладкого.
С. БУНТМАН: Но у него будут еще могучие ученики, которые даже несколько дальше пойдут.
Н. БАСОВСКАЯ: Пойдут и дальше.
С. БУНТМАН: Да.
Н. БАСОВСКАЯ: Всякий фанатизм, он все-таки очень страшен. И его фанатизм – в какой-то мере это было и самосожжение. Вот даже и в смысле личностном, и в смысле здоровья. Перечисление его болезней просто пугает. Вот в категориях того времени. Ну, с детства постоянные мигрени. Это могло быть, конечно, результатом страшного умственного перенапряжения. Лихорадка. Ну, в те времена лихорадкой называли практически все. В конце концов, я полагаю, что он заработал туберкулез. Одышка. Ну, бесконечные проповеди, страстные, долгие, длинные. Он себя не щадил. Подагра. Ну, и, в конце концов, то, что привело к его смерти и которое также наивные источники называют кровохарканьем. 6 февраля 1564-го года он не сумел закончить проповедь, ибо пошла горлом кровь. Видимо, это был туберкулез, которого тогда не знали, не понимали и не умели лечить тем более. Его унесли домой. Ну что, не послал ему Господь очень легкую смерть и избавление от земных страданий: с 6 февраля по 27 мая 1564-го года он мучительно болел и мучительно умирал в своем доме. Скончался дома, заранее приняв все, по своему видению, правильные христианские обряды, в своем варианте. Наследство его оказалось мизерным, достались племянникам в основном книги, дорогая коллекция богатая книг. Мизерное наследство, по сравнению с богатыми людьми в той же Женеве. Похороны, по его завещанию, были скромными. Кальвин ушел, но тысячи общин, которые он основал, остались, и под знаменем его идей пройдут борьба за свободу в Нидерландах в 16-м веке, за свободу от испанского владычества, армия Кромвеля в 17-м веке будет идти в бой, распевая протестантские псалмы, американские колонисты, первые в Америке, будут кальвинистами во множестве. А французские кальвинисты, которых сегодня совершенно правильно назвали наши слушатели, они, в сущности, тоже будут применять эти лозунги для борьбы против крайностей абсолютизма. Так что, как в детстве спрашивают, он хороший или плохой? Не знаю.
С. БУНТМАН: Какой есть.
Н. БАСОВСКАЯ: А вы еще лучше сказали. Какой был.
отсюда: echo.msk.ru/programs/vsetak/1021642-echo/
Мне импонирует ее точка зрения в целом и про книги Сервета раньше не встречала.