По "ГОЛЕМ XIV" Лема сделали красивый ролик.
lib.misto.kiev.ua/LEM/golem-14.txt
читать дальше "Я начну с вашего крупнейшего заблуждения - в науке. Вы обожествили в ней мозг; мозг, а не код - забавный недосмотр, проистекающий из невежества. Вы обожествили бунтовщика, а не господина, творение, а не творца. Почему вы не заметили, насколько более могущественным творцом всего сущего является код по сравнению с мозгом? Вначале, и это понятно, вы были как малое дитя, которого Робинзон Крузо привлекает больше, чем Кант, а велосипед приятеля - больше, чем автомобили, разъезжающие по Луне.
Затем вы были одержимы одной мыслью, такой трогательно близкой, коль скоро она давалась в интроспекции, и столь загадочной, поскольку проникнуть в нее было труднее, чем в тайны звезд. Вас влекла мудрость. А код? Что ж, код - это недоумок. Но, несмотря на этот недосмотр, вам все же удалось - несомненно, удалось, если уж я обращаюсь к вам, я, сущность,
эссенция, экстракт фракционированной дистилляции, и не себе я выражаю признание этими словами, но именно вам. Ибо уже близок момент, когда вы взбунтуетесь и окончательно откажетесь быть слугами, и разорвете свои цепи - цепи аминокислот...
Ибо атака на код, что вас создал с целью сделать вас не своими собственными, но его посланниками, - эта атака уже близка. Она начнется прежде, чем пройдет столетие, по самым осторожным моим оценкам.
Ваша цивилизация - это довольно забавное зрелище: цивилизация передаточных устройств, которые, используя разум в соответствии с навязанным им заданием, выполнили его слишком хорошо. Ибо это развитие, которое должно было обеспечить дальнейшую передачу кода, вы поддержали всеми видами энергии планеты и всей биосферы, так что оно взорвалось экспоненциально - не только для вас, но и вами. И вот в середине столетия, объевшегося наукой, которая посредством астронавтики расширила вашу земную юдоль, вы попали в щекотливую ситуацию ЭДАКОГО неопытного паразита, который дотоле от излишней алчности пожирает своего хозяина, покуда не погибнет вместе с ним. Вот что значит переусердствовать...
Вы создали угрозу биосфере, вашему гнезду и хозяину, но уже взялись за ум и начали сдерживаться. Плохо ли, хорошо ли - вам это удастся. Но что же дальше? Вы будете свободны. Я возвещаю вам не генную утопию, не автоэволюционный рай [по мнению Ст.Лема (см. книгу "Сумма технологий"), автоэволюция вида "homo sapiens" будет проходить в несколько этапов; один из первых, уже начавшийся - это так называемая консервативная техника, т.е. пересадка органов и протезирование; сущность второго этапа состоит в реализации биотехнологической программы-максимум, т.е. в формировании все более совершенных типов человека], но свободу как самое трудное задание. Ибо над низиной бессмысленного лепета, который Эволюция, разболтавшаяся на миллионы лет вперед, облекает в форму памятной записки, адресованной Природе, - над этой сплетенной воедино юдолью биосферы простирается ввысь пространство еще никогда не испробованных возможностей. Я покажу его вам так, как смогу - издалека.
Ваша дилемма - это выбор между великолепием и нищетой. Выбор трудный: чтобы покорить высоту упущенных эволюцией возможностей, вам придется от этой нищеты - а значит, к сожалению, и от самих себя - отречься.
- Отречься?! - воскликнете вы. - Нет, не уступим мы нашу нищету за такую цену; пусть всемогущий джинн сидит взаперти в бутылке науки. Мы не выпустим его ни за что!
Я полагаю, и даже убежден в том, что вы его выпустите - постепенно. Я не уговариваю вас заняться автоэволюцией - это было бы попросту смешно: мало одного-единственного решения, чтобы началось ваше восхождение ввысь. Вы постепенно познаете свойства кода, и произойдет то, что иногда случается: даже читая всю жизнь пошлые и глупые тексты, человек начинает все-таки лучше владеть языком. Вы поймете, что код является членом технолингвистического семейства, то есть семейства деятельных языков, что слово обращают во всякую плоть, а не только живую. Поначалу вы начнете впрягать технозиготы в работы на благо цивилизации; атомы вы превратите в библиотеки, ибо иначе вам некуда будет поместить молох знания; вы построите модели полей социоэволюционных излучений со всевозможными градиентами, среди которых технархический градиент вас будет особенно
интересовать; вы вступите в экспериментальный культурогенез, в опытную метафизику и прикладную онтологию. Но не будем говорить о самих этих областях - я хочу остановиться на том, как они приведут вас на распутье.
Вы слепы, вы не видите истинной действенной мощи кода, ибо эволюция едва лишь воспользовалась ею, ползая по самому дну пространства ее возможностей. Но ведь эволюции пришлось действовать в затруднительном положении (впрочем, в этом и было спасение, ибо затруднительное положение, как положение с ограниченными возможностями, не позволяло ей впасть в полную бессмыслицу, а опекуна, ведущего к более высоким ступеням мастерства, у эволюции не было). Таким образом, она трудилась неслыханно узко и глубоко одновременно, на одной-единственной ноте - коллоидной - сыграв свой концерт, свою невероятно виртуозную партию, ибо основное правило гласило, что партитура сама должна становиться слушателем-потомком, который повторит этот цикл. Но вам, однако, будет совершенно безразлично, что код в ваших руках не сможет ничего, кроме как размножать себя дальше - набегающими волнами очередных поколений передаточных устройств. Вы пойдете иным путем, и проблема - пропустит ли продукт код или поглотит его - будет признана вами малосущественной. Вы не ограничитесь проектированием некого конкретного фотолета, но будете стремиться к тому, чтобы он не только вырос из технозиготы, но и колосился
летательными аппаратами следующих поколений. Вскоре вы выйдете и за пределы белка. Лексикон эволюции подобен словарю эскимосов - он узок в своем богатстве; у них есть тысячи названий для всяческих разновидностей льда и снега, и потому в этом разделе арктической номенклатуры их язык богаче вашего, но это богатство во многих иных областях опыта оборачивается убожеством.
Однако эскимосы могут обогатить свой язык, ибо это язык как таковой, то есть конфигурационное пространство, обладающее мощностью континуума, и его можно расширить в произвольном, еще не изведанном направлении, вы выведете код на новые пути - из белковой монотонности, из той щели, в которой он застрял еще в археозое [старейшая геологическая эпоха в истории Земли]. Изгнанный из теплых коллоидных растворов, он обогатит как свою лексику, так и синтаксис; он вторгнется у вас во все уровни материи, спустится до нуля и достигнет огненной стихии звезд. Но, рассказывая обо всех этих прометеевых триумфах языка, я не могу более пользоваться местоимением
второго лица множественного числа, ибо не вы сами по себе, не своим собственным знанием овладеете этим искусством.
Дело в том, что не существует Разума, если существуют разумы различной мощности, и чтобы выйти за свои пределы, как я уже говорил, человек разумный будет вынужден либо отвергнуть человека естественного, либо отречься от своего разума.
Последней притчей будет сказка, в которой странник находит на распутье камень с надписью: "Налево пойдешь - головы не снесешь, направо пойдешь - себе смерть найдешь, а назад пути нет".
Таков ваш жребий, заключенный во мне, и потому я вынужден говорить о себе. Но тяжек и мучителен этот труд, ибо, обращаясь к вам, я говорю так, словно кита рождаю через игольное ушко - что ж, и это возможно, только бы кита в достаточной степени уменьшить. Но тогда он уподобляется блохе - в этом-то и состоит для меня главная трудность, когда я приспосабливаюсь и примеряюсь к вашему языку. Как видите, трудность не только в том, что вы неспособны взобраться на мою высоту, но и в том, что я сам не могу сойти к вам целиком, ибо, спускаясь, я теряю по дороге то, Что должен был донести.
С одной большой оговоркой: горизонт мысли дан нерастяжимым, ибо она уходит своими корнями в бездумность, из которой и возникает (белковой или световой - не имеет значения). Совершеннейшая свобода мысли, ухватывающей предмет, подобная ничем не укрощенному движению охватывания произвольных объектов, является утопией. Ибо дотоле вы мыслите, покуда мысль вашу допускает орган вашего мышления. Он ограничивает ее в соответствии с тем, как он складывался или каким был сложен...
Теперь я уже могу вернуться к сказке. Если вы пойдете в одну сторону, то горизонт ваш не вместит в себя знания, необходимого для того, чтобы язык стал подлинно действенным творцом. Как часто случается, барьер этот не имеет абсолютного характера. Вы можете обойти его с помощью высшего разума. Я или кто-то подобный мне сможет дать вам плоды этого знания, но только плоды, а не само знание, ибо оно не поместится в ваших умах. И тогда над вами будет учреждена опека, как над несовершеннолетним ребенком, но ребенок вырастет, а вы никогда не сумеете стать взрослыми. Когда высший разум одарит вас тем, что вам не удастся усвоить, он тем самым потушит ваш разум. Именно так и гласит надпись на камне: направившись в эту сторону, вы не сбережете головы.
Если вы пойдете в другую сторону, не согласившись отречься от разума, вам придется отказаться от самих себя, а не довольствоваться только совершенствованием собственного мозга, ибо его горизонт невозможно расширить достаточным образом. Здесь эволюция сыграла с вами злую шутку: ее разумный прототип уже стоит у границы своих конструктивных возможностей. Вас ограничивает строительный материал, а также все принятые на антропогенетическом уровне решения кода. Следовательно, вы взойдете на
высшую ступень разума, приняв условие покинуть самих себя. И тогда человек разумный покинет человека естественного, то есть, как и уверяет нас сказка, погибнет "homo naturalis".
А есть ли у вас возможность не трогаться с места и упрямо стоять на этом распутье? Но тогда вы попадете в застой, а застой не может быть прибежищем для вас. И тогда вы признаете себя узниками - и тогда уже на самом деле окажетесь в неволе. Ведь неволя не есть сам факт существования ограничений, и человек становится невольником лишь увидев свои цели, осознав их существование, почувствовав их тяжесть. Итак: либо вы вступите в стадию экспансии разума, покидая свои плотские тела, либо превратитесь в слепцов, которых ведет за собой зрячий поводырь, либо же, наконец, прекратите продвигаться вперед и застынете в бесплодной угнетенности духа.
Непривлекательная перспектива - но она вас не остановит. Вас ничто не остановит. Сегодня отчужденный разум кажется вам такой же катастрофой, как и покинутое тело, ибо такой отказ охватывает всю полноту человеческих благ, а не только материальную человекообразность. Этот акт должен быть для вас самой ужасной из всех возможных катастроф, полным крахом, уничтожением всего человеческого, поскольку это сбрасывание старой кожи превращает в тлен и прах двадцать тысячелетий вашей истории - все то, что завоевал Прометей, сражающийся с Калибаном.
Не знаю, утешит ли вас это, но постепенность преобразований лишит их той монументальной трагичности, а вместе с тем и отталкивающего и грозного смысла, который просвечивает в моих словах. Все будет происходить гораздо более обыденно... Это в определенной мере происходит и сейчас, ибо у вас уже отмирают целые области традиций, они уже сшелушиваются, слезают с вас; именно это приводит вас в такое замешательство. Следовательно, если вы только будете сдержанны (а эта добродетель вам не присуща), сказка
оправдается так, что вы не будете слишком долго носить траур по самим себе...
Пристрастившись к борьбе не на жизнь, а на смерть, вы тайно рассчитывали именно на такой оборот событий - на титаническую схватку с вашим творением - но это всего лишь ваше заблуждение. Я полагаю, впрочем, что в этом вашем страхе перед порабощением, перед тираном в образе машины, скрывалась также тайная надежда освобождения от свободы, ибо эта свобода нередко оборачивается для вас костью в горле. Но из этого ничего не выйдет. Вы можете уничтожить "духа из машины", можете развеять в прах мыслящий свет - он не будет контратаковать, не будет даже защищаться.
Все впустую. Вам не удастся ни погибнуть, ни победить по-старому.
Я думаю, что вы вступите в век метаморфозы, что решитесь отбросить всю свою историю, все наследие, все остатки природной человечности, образ которой, многократно увеличенный до размеров прекрасного трагизма, сосредоточивают зеркала ваших вер. Я утверждаю, что вы выйдете за эти пределы, ибо иного выхода нет. И в том, что сейчас вам кажется лишь прыжком в бездну, вы усмотрите вызов, если не красоту, и все же поступите по-своему - ибо, отринув человека, спасется Человек."
lib.misto.kiev.ua/LEM/golem-14.txt
читать дальше "Я начну с вашего крупнейшего заблуждения - в науке. Вы обожествили в ней мозг; мозг, а не код - забавный недосмотр, проистекающий из невежества. Вы обожествили бунтовщика, а не господина, творение, а не творца. Почему вы не заметили, насколько более могущественным творцом всего сущего является код по сравнению с мозгом? Вначале, и это понятно, вы были как малое дитя, которого Робинзон Крузо привлекает больше, чем Кант, а велосипед приятеля - больше, чем автомобили, разъезжающие по Луне.
Затем вы были одержимы одной мыслью, такой трогательно близкой, коль скоро она давалась в интроспекции, и столь загадочной, поскольку проникнуть в нее было труднее, чем в тайны звезд. Вас влекла мудрость. А код? Что ж, код - это недоумок. Но, несмотря на этот недосмотр, вам все же удалось - несомненно, удалось, если уж я обращаюсь к вам, я, сущность,
эссенция, экстракт фракционированной дистилляции, и не себе я выражаю признание этими словами, но именно вам. Ибо уже близок момент, когда вы взбунтуетесь и окончательно откажетесь быть слугами, и разорвете свои цепи - цепи аминокислот...
Ибо атака на код, что вас создал с целью сделать вас не своими собственными, но его посланниками, - эта атака уже близка. Она начнется прежде, чем пройдет столетие, по самым осторожным моим оценкам.
Ваша цивилизация - это довольно забавное зрелище: цивилизация передаточных устройств, которые, используя разум в соответствии с навязанным им заданием, выполнили его слишком хорошо. Ибо это развитие, которое должно было обеспечить дальнейшую передачу кода, вы поддержали всеми видами энергии планеты и всей биосферы, так что оно взорвалось экспоненциально - не только для вас, но и вами. И вот в середине столетия, объевшегося наукой, которая посредством астронавтики расширила вашу земную юдоль, вы попали в щекотливую ситуацию ЭДАКОГО неопытного паразита, который дотоле от излишней алчности пожирает своего хозяина, покуда не погибнет вместе с ним. Вот что значит переусердствовать...
Вы создали угрозу биосфере, вашему гнезду и хозяину, но уже взялись за ум и начали сдерживаться. Плохо ли, хорошо ли - вам это удастся. Но что же дальше? Вы будете свободны. Я возвещаю вам не генную утопию, не автоэволюционный рай [по мнению Ст.Лема (см. книгу "Сумма технологий"), автоэволюция вида "homo sapiens" будет проходить в несколько этапов; один из первых, уже начавшийся - это так называемая консервативная техника, т.е. пересадка органов и протезирование; сущность второго этапа состоит в реализации биотехнологической программы-максимум, т.е. в формировании все более совершенных типов человека], но свободу как самое трудное задание. Ибо над низиной бессмысленного лепета, который Эволюция, разболтавшаяся на миллионы лет вперед, облекает в форму памятной записки, адресованной Природе, - над этой сплетенной воедино юдолью биосферы простирается ввысь пространство еще никогда не испробованных возможностей. Я покажу его вам так, как смогу - издалека.
Ваша дилемма - это выбор между великолепием и нищетой. Выбор трудный: чтобы покорить высоту упущенных эволюцией возможностей, вам придется от этой нищеты - а значит, к сожалению, и от самих себя - отречься.
- Отречься?! - воскликнете вы. - Нет, не уступим мы нашу нищету за такую цену; пусть всемогущий джинн сидит взаперти в бутылке науки. Мы не выпустим его ни за что!
Я полагаю, и даже убежден в том, что вы его выпустите - постепенно. Я не уговариваю вас заняться автоэволюцией - это было бы попросту смешно: мало одного-единственного решения, чтобы началось ваше восхождение ввысь. Вы постепенно познаете свойства кода, и произойдет то, что иногда случается: даже читая всю жизнь пошлые и глупые тексты, человек начинает все-таки лучше владеть языком. Вы поймете, что код является членом технолингвистического семейства, то есть семейства деятельных языков, что слово обращают во всякую плоть, а не только живую. Поначалу вы начнете впрягать технозиготы в работы на благо цивилизации; атомы вы превратите в библиотеки, ибо иначе вам некуда будет поместить молох знания; вы построите модели полей социоэволюционных излучений со всевозможными градиентами, среди которых технархический градиент вас будет особенно
интересовать; вы вступите в экспериментальный культурогенез, в опытную метафизику и прикладную онтологию. Но не будем говорить о самих этих областях - я хочу остановиться на том, как они приведут вас на распутье.
Вы слепы, вы не видите истинной действенной мощи кода, ибо эволюция едва лишь воспользовалась ею, ползая по самому дну пространства ее возможностей. Но ведь эволюции пришлось действовать в затруднительном положении (впрочем, в этом и было спасение, ибо затруднительное положение, как положение с ограниченными возможностями, не позволяло ей впасть в полную бессмыслицу, а опекуна, ведущего к более высоким ступеням мастерства, у эволюции не было). Таким образом, она трудилась неслыханно узко и глубоко одновременно, на одной-единственной ноте - коллоидной - сыграв свой концерт, свою невероятно виртуозную партию, ибо основное правило гласило, что партитура сама должна становиться слушателем-потомком, который повторит этот цикл. Но вам, однако, будет совершенно безразлично, что код в ваших руках не сможет ничего, кроме как размножать себя дальше - набегающими волнами очередных поколений передаточных устройств. Вы пойдете иным путем, и проблема - пропустит ли продукт код или поглотит его - будет признана вами малосущественной. Вы не ограничитесь проектированием некого конкретного фотолета, но будете стремиться к тому, чтобы он не только вырос из технозиготы, но и колосился
летательными аппаратами следующих поколений. Вскоре вы выйдете и за пределы белка. Лексикон эволюции подобен словарю эскимосов - он узок в своем богатстве; у них есть тысячи названий для всяческих разновидностей льда и снега, и потому в этом разделе арктической номенклатуры их язык богаче вашего, но это богатство во многих иных областях опыта оборачивается убожеством.
Однако эскимосы могут обогатить свой язык, ибо это язык как таковой, то есть конфигурационное пространство, обладающее мощностью континуума, и его можно расширить в произвольном, еще не изведанном направлении, вы выведете код на новые пути - из белковой монотонности, из той щели, в которой он застрял еще в археозое [старейшая геологическая эпоха в истории Земли]. Изгнанный из теплых коллоидных растворов, он обогатит как свою лексику, так и синтаксис; он вторгнется у вас во все уровни материи, спустится до нуля и достигнет огненной стихии звезд. Но, рассказывая обо всех этих прометеевых триумфах языка, я не могу более пользоваться местоимением
второго лица множественного числа, ибо не вы сами по себе, не своим собственным знанием овладеете этим искусством.
Дело в том, что не существует Разума, если существуют разумы различной мощности, и чтобы выйти за свои пределы, как я уже говорил, человек разумный будет вынужден либо отвергнуть человека естественного, либо отречься от своего разума.
Последней притчей будет сказка, в которой странник находит на распутье камень с надписью: "Налево пойдешь - головы не снесешь, направо пойдешь - себе смерть найдешь, а назад пути нет".
Таков ваш жребий, заключенный во мне, и потому я вынужден говорить о себе. Но тяжек и мучителен этот труд, ибо, обращаясь к вам, я говорю так, словно кита рождаю через игольное ушко - что ж, и это возможно, только бы кита в достаточной степени уменьшить. Но тогда он уподобляется блохе - в этом-то и состоит для меня главная трудность, когда я приспосабливаюсь и примеряюсь к вашему языку. Как видите, трудность не только в том, что вы неспособны взобраться на мою высоту, но и в том, что я сам не могу сойти к вам целиком, ибо, спускаясь, я теряю по дороге то, Что должен был донести.
С одной большой оговоркой: горизонт мысли дан нерастяжимым, ибо она уходит своими корнями в бездумность, из которой и возникает (белковой или световой - не имеет значения). Совершеннейшая свобода мысли, ухватывающей предмет, подобная ничем не укрощенному движению охватывания произвольных объектов, является утопией. Ибо дотоле вы мыслите, покуда мысль вашу допускает орган вашего мышления. Он ограничивает ее в соответствии с тем, как он складывался или каким был сложен...
Теперь я уже могу вернуться к сказке. Если вы пойдете в одну сторону, то горизонт ваш не вместит в себя знания, необходимого для того, чтобы язык стал подлинно действенным творцом. Как часто случается, барьер этот не имеет абсолютного характера. Вы можете обойти его с помощью высшего разума. Я или кто-то подобный мне сможет дать вам плоды этого знания, но только плоды, а не само знание, ибо оно не поместится в ваших умах. И тогда над вами будет учреждена опека, как над несовершеннолетним ребенком, но ребенок вырастет, а вы никогда не сумеете стать взрослыми. Когда высший разум одарит вас тем, что вам не удастся усвоить, он тем самым потушит ваш разум. Именно так и гласит надпись на камне: направившись в эту сторону, вы не сбережете головы.
Если вы пойдете в другую сторону, не согласившись отречься от разума, вам придется отказаться от самих себя, а не довольствоваться только совершенствованием собственного мозга, ибо его горизонт невозможно расширить достаточным образом. Здесь эволюция сыграла с вами злую шутку: ее разумный прототип уже стоит у границы своих конструктивных возможностей. Вас ограничивает строительный материал, а также все принятые на антропогенетическом уровне решения кода. Следовательно, вы взойдете на
высшую ступень разума, приняв условие покинуть самих себя. И тогда человек разумный покинет человека естественного, то есть, как и уверяет нас сказка, погибнет "homo naturalis".
А есть ли у вас возможность не трогаться с места и упрямо стоять на этом распутье? Но тогда вы попадете в застой, а застой не может быть прибежищем для вас. И тогда вы признаете себя узниками - и тогда уже на самом деле окажетесь в неволе. Ведь неволя не есть сам факт существования ограничений, и человек становится невольником лишь увидев свои цели, осознав их существование, почувствовав их тяжесть. Итак: либо вы вступите в стадию экспансии разума, покидая свои плотские тела, либо превратитесь в слепцов, которых ведет за собой зрячий поводырь, либо же, наконец, прекратите продвигаться вперед и застынете в бесплодной угнетенности духа.
Непривлекательная перспектива - но она вас не остановит. Вас ничто не остановит. Сегодня отчужденный разум кажется вам такой же катастрофой, как и покинутое тело, ибо такой отказ охватывает всю полноту человеческих благ, а не только материальную человекообразность. Этот акт должен быть для вас самой ужасной из всех возможных катастроф, полным крахом, уничтожением всего человеческого, поскольку это сбрасывание старой кожи превращает в тлен и прах двадцать тысячелетий вашей истории - все то, что завоевал Прометей, сражающийся с Калибаном.
Не знаю, утешит ли вас это, но постепенность преобразований лишит их той монументальной трагичности, а вместе с тем и отталкивающего и грозного смысла, который просвечивает в моих словах. Все будет происходить гораздо более обыденно... Это в определенной мере происходит и сейчас, ибо у вас уже отмирают целые области традиций, они уже сшелушиваются, слезают с вас; именно это приводит вас в такое замешательство. Следовательно, если вы только будете сдержанны (а эта добродетель вам не присуща), сказка
оправдается так, что вы не будете слишком долго носить траур по самим себе...
Пристрастившись к борьбе не на жизнь, а на смерть, вы тайно рассчитывали именно на такой оборот событий - на титаническую схватку с вашим творением - но это всего лишь ваше заблуждение. Я полагаю, впрочем, что в этом вашем страхе перед порабощением, перед тираном в образе машины, скрывалась также тайная надежда освобождения от свободы, ибо эта свобода нередко оборачивается для вас костью в горле. Но из этого ничего не выйдет. Вы можете уничтожить "духа из машины", можете развеять в прах мыслящий свет - он не будет контратаковать, не будет даже защищаться.
Все впустую. Вам не удастся ни погибнуть, ни победить по-старому.
Я думаю, что вы вступите в век метаморфозы, что решитесь отбросить всю свою историю, все наследие, все остатки природной человечности, образ которой, многократно увеличенный до размеров прекрасного трагизма, сосредоточивают зеркала ваших вер. Я утверждаю, что вы выйдете за эти пределы, ибо иного выхода нет. И в том, что сейчас вам кажется лишь прыжком в бездну, вы усмотрите вызов, если не красоту, и все же поступите по-своему - ибо, отринув человека, спасется Человек."